Литературно-исторический альманах Скайград

Скайград

 

 


СВОБОДЫ ДУХ

«…Если вам станут говорить, что где-то ещё был такой замечательный город – не верьте. Такого города больше нигде не было. И все слобожане это знали, и дивились сами на себя и свою исключительность. И восхищались своим высоким берегом Вятки, и противоположным низким, и заваленными лесосплавом, но чистыми песчаными пляжами, где в короткое, но жаркое лето в сумерках вечерней зари всегда пылали костры, вокруг которых ежевечерне, дрожа всем телом и произнося посиневшими губами лишь: ва-ва-ва, грелась и сушила трусы после последнего купания детвора, догнавшая за день свой аппетит до размеров волчьего голода.

И гордились слобожане старинной площадью с высокой колокольней, и улицей Советской, сохранившей старокупеческий облик, и двумя монастырями, уже не действующими, мужским и женским, между которыми был обнаружен подземный ход. И хвастали грибными–ягодными местами, и лисами в лесах, и стерлядью в верховьях реки, и много ещё чем, но особенно несравненнейшими в мире слободским пивом, и слободскою водкою.

Это был настоящий, высокий патриотизм, а у несметной в городе шпаны даже переходящий в шовинизм, начинающийся с непреодолимой потребности накостылять сначала всем, кто не из нашего города, а потом и всем, кто не из их района, улицы или двора. Вятские – парни хватские…»

Пожалуй, это самое цветистое описание нашего городка. Всё правда, лучше не придумаешь. Поэма, да и только! Написал её, сидючи в Париже, или ещё каком Нью-Йорке, затосковавший по родине своего детства Николай Пырегов.

Слободской – значит Свободный

Слободской – старинный русский город с населением около 36-ти тысяч жителей. В ранних летописных источниках Слобода обойдена вниманием, но по археологическим данным город здесь был уже в 14 веке. Как опорный пункт московской власти Слободской город впервые предстаёт в грамоте 1505 года о назначении сюда нового наместника.
Примерно с 1374 года и до включения в состав Московского царства на Вятке существовала самоуправляющаяся по образцу Новгорода и Пскова военно-демократическая республика. Она была основана новгородскими ушкуйниками (неофициальный военно-торговый флот Великого Новгорода), перенёсшими во второй половине 14 века свои базы на берега Вятки. С 1360-го ушкуйники почти ежегодно совершали опустошительные набеги на богатые города нижней Камы и Волги: Кострому, Нижний Новгород, Булгар, Жукотин, Кашан, Сарай и другие. В сущности, это была освободительная борьба русских людей с главными осколками Улуса Джучи (Золотой Орды): Московским, Булгарским (позже Казанским) и Сарайским (Поволжским) царствами. Достоверная история Вятской республики ещё не написана. Как и в целом в русской истории, много в ней тёмных страниц.

Первые годы ушкуйники воевали с местными аборигенами: черемисами (марийцами), вотяками (удмуртами) и чудью. Под последними, видимо, нужно понимать метисированных потомков переселившихся на Вятку в 12–14 веках славян-язычников, в том числе древних вятичей с Оки, по всей видимости, давших название главной реке региона. О первой республике на Вятке (славяно-удмуртской) известно еще меньше, чем о второй (новгородской). Вероятно, с нею можно связать некоторые культовые курганы и городища. Самое крупное городище в Кировской области (Вятском крае), – Чуршинское (оно же Первомайское, 86 метров от уровня воды в реке) – на юго-западной окраине современного города Слободского. В 13–14 веках здесь на вершине «прекрасной горы» находился главный Чудской город-крепость.

На берегах Великой реки Вятки новгородские выходцы построили несколько укрепленных городков-слобод: Никулица, Котельница, Орловица и Верхняя Слобода. На территории города Слободского и его окрестностей имеются остатки внушительных земляных сооружений характерных для древних городовых укреплений, но планомерных раскопок здесь не проводилось.
За набеги и грабежи вятских ушкуйников рубежа 14–15 веков называли новыми норманнами, а по месту обитания, – хлынами (в то время река Вятка, вероятно, имела второе название Холуница, или несколько иначе, по южнорусски – Хлыновица). В городах ушкуйников находили приют авантюристы, еретики и беглые оппозиционеры со всех русских земель. Прославились своими похождениями бывший воевода Торжка Анфал Никитин, вятский ватаман Костя Юрьев и другие поселенцы. По всем признакам на Вятке в ту пору шла консолидация обновлённого русского этноса, формировался альтернативный Москве, Новгороду и Казани центр государственности.

В 1432–50-х годах вятчане в качестве своеобразного средневекового спецназа принимали активное участие в войне за Московский престол на стороне князя Юрия Дмитриевича и его сыновей Шемяки и Косого, одновременно они союзничали с главным противником Москвы – Казанью.

Постепенно уменьшались территория и значение Вятской республики. Окрепшая Москва в 1459 году взяла Котельнич и Орлов. Главный город хлынов подписал унизительный договор, но продолжал своевольничать. Лишь через 30 лет в 1489 году огромное московское войско очередной раз осадило и, наконец, взяло эту крепость. Часть вятчан вывели в Московию, часть, вероятно, бежала на нижнюю Волгу, и положила основу вольного казачества. Слободской город стал местом пребывания наместников, здесь появился тюремный острог и посад, заселённый устюжанами и обрусевшими местными финно-уграми.

Спустя несколько десятилетий из-за продолжавшихся в городе и его округе бунтов и разбоев центр власти был перенесён на другой берег реки Вятки в новый Хлынов (он же город Вятка, современный Киров). На прежнем месте остался неукреплённый Слободской Посад. Таким образом, в 14–15 веках Слободской был вольным городом известным в летописях под названием город хлынов. Факт этот усердно скрывался поколениями официальных историков. Замалчивается он до сих пор.

До большевистской революции Слободской – уездный город, и наряду с губернской Вяткой крупный христианский центр: 2 монастыря, полтора десятка церквей при населении 10 тысяч. В настоящее время сохранилось две колокольни и 7 церквей, в четырех из них идут службы.

В 17–19 веках через город проходил Сибирский тракт, что оживило торговлю. (В окрестностях Слободского доживают свой третий век дряхлые березы, посаженные вдоль этого пути, две-три ближайших – в Заречном парке.) В городе появились богатые купцы и промышленники.

Центр города Красная площадь. Это старое название вспоминают лишь в дни торжеств. Несмотря на разобранные большевиками храмы, здесь кое-что сохранилось от старины. Краеведческий музей в старом церковном здании, Торговые ряды, здание Анфилатовского банка, а также символы города: Колокольня 1823 года (высота 66 метров, с курантами местного производства) и деревянная надвратная часовня возрастом около 400 лет. Рядом с площадью на старом Слободском городище, – пережившая годы безбожников Екатерининская церковь (1699).

Главная улица – Советская, – бывшая и, надеюсь, будущая Анфилатовская. Её отрезок от Торговых рядов (в Советское время к/т «Космос») до построенной ещё перед Войной из церковных кирпичей «Авроры», – является нашим «Бродвеем» (исключительно от слова бродить). «КЦ Аврора» (ранее одноимённый кинотеатр) – популярный в молодящемся народе развлекательный центр (ресторан и дискотека) с двумя огромными бутафорскими якорями при входе.

Предприятия (по степени работоспособности): фанерный комбинат, спиртзавод, мясокомбинат, молокозавод, машстройзавод, мебельный комбинат, пивзавод. Много мелких предприятий по переработке древесины, имеется кондитерское производство. Достаточно развита по меркам провинции сфера услуг. По числу такси на душу населения Слободской впереди Москвы. Кабельное ТВ на 35 каналов (в том числе городской новостной телеканал «СКАТ») почти во всём городе, включая окраинные районы частного жилья, которое занимает не менее 50% территории города. С августа 2007 года заработала местная FM радиостанция.

В советское время в Слободском работала известная меховая ф-ка «Белка». Ныне вместо неё десяток фирм. Сплав леса по реке прекратился, но замучили прущие через город лесовозы. Работает обновленный современным капиталом Слободской рынок, ранее хлебный базар.

Проблемы обычные для небольшого городка России: простой некоторых предприятий, низкие показатели в строительстве жилья, невысокие доходы населения, средняя безработица.

Жизнь тихая, провинциальная, но для молодых есть увеселения: два-три десятка баров, ресторанчиков и дискотек, новое казино в стиле «хайтек». Начато строительство новой гостиницы. Иногда к нам заглядывают приезжающие на гастроли в областной центр Киров (35 км, автобусное сообщение) слегка поднадоевшие в центральных городах России артисты.
Через город (по улице Грина и далее по мосту за реку Вятку) проходит автотрасса Вологда – Пермь. Из Кирова к городу подходит железнодорожная ветка.

Летом ежегодно отмечается День города и День молодежи. В начале августа 2005 года город весело отпраздновал своё официальное 500-летие. Центр привели в порядок, подремонтировали фасады зданий, на площади открыли фонтан, прогремели два фейерверка.

Кроме упомянутого краеведческого музея, есть его филиалы: Дом-музей Райниса (латыш, отбывавший у нас ссылку лет сто назад) и Дом-музей известного советского хирурга Бакулева. Многие культурные мероприятия проходят в детской музыкальной школе им. П. И. Чайковского. Город Воткинск, где родился композитор, ранее входил в Слободской уезд, дед и отец композитора жили в Слободском. Продолжает работать ДК им. Горького (основная веселуха советской молодежи) с залом на 1000 мест и танцевальным фойе. Здесь устраивают концерты, торжества, КВНы.

Издаются газеты: «Слободские Куранты», «Слоб-Инфо», «Слободской уезд», «Русская страсть» (рупор СВЗ) и др.

В Слободском есть педагогический колледж (бывшее реальное училище) с общежитием и хорошей репутацией, а также филиал вуза. Две приличные школы названы гимназией и лицеем.

90 % населения русские, большинство – жители бывшего Слободского уезда (ныне это территория Слободского, Нагорского, Белохолуницкого, Омутнинского и др. районов Кировской области). У коренных обитателей заметный и оригинальный вятский диалект, несколько отличный от кировского. Слободские девушки хороши и в изобилии, а, по мнению приезжих, красивее многих других россиянок. В водопроводе в большей части города артезианская вода. Чистый воздух. Смог от автотранспорта и котельных случается редко, – только в сильные морозы и в такую же сильную жару. Настоящая Русская зима! Купальный сезон на Вятке и ближних озерах и прудах наступает при температуре воздуха выше 25 градусов и обычно приходится на июль. Кроме главного городского пляжа есть еще «старый пляж», а также песчаные просторы в районе Александровской дачи и на притоке Вятки реке Белая Холуница, а также пруды и озёра-старицы. В общем, есть, где утонуть. Окрестности достаточно живописны и не слишком «урбанизированы». Сосново-еловые леса севера к югу от города сменяются холмистыми перелесками, за рекой местами, напоминающие степные пространства и даже дюны.

Слободской пляж


О гимне города Слободского

В 2004 году автор поучаствовал в объявленном через «Куранты» конкурсе на гимн города. Подумал так, выберут какой-нибудь, и слушай потом всю жизнь, а тут есть шанс прославиться, слегка заработать, да и к тому времени углубился в Вятскую историю, распирало от идей. Тем более что летом приехала из Кирова моя двоюродная сестра, имеющая навыки в композиторском деле. Как-то за семейным столом после пары рюмок я поделился с нею своими планами и получил поддержку. (Чтобы было что-то веселое, маршевое, вроде «Прощания славянки»! – эко, куда хватанул!) Потом приехал Чиж, и было не до того, да и сестра ничего не предлагала. И вот вечером 7 августа, сразу после проводов друга, Наталья напела мне свой вариант мелодии. Он мне сразу понравился, и я побежал домой писать текст. На другой день три куплета вчерне были готовы. А через неделю и четвертый. Сестра тем временем уехала в Киров. Окончательный вариант нот и фонограмма прибыли в Слободской только утром 31 августа, – в последний день подачи конкурсных материалов.

В администрации ответственная тетя встретила меня прохладно. Ответ на мой вопрос, – сколько уже подано заявок, – внёс некоторую ясность: «Ваша будет девятой». «Трудно будет выбрать…». – «Да, трудно…» – вздохнув, ответила тётя.

В сентябре особая комиссия из шести человек после жарких споров отобрала три варианта, в том числе и наш. Они были прокручены по Слободскому радио для выяснения общественного мнения, но откликов было как обычно мало. Я слышал работы своих конкурентов, – Куклина и Платунова. У первого неплохая песня, но не гимн. У второго – похоже на гимн, но наш лучше. По доходившим до меня слухам, в декабре этот вопрос взяла на себя зав. отделом культуры, – проекты гимнов возили в Киров на экспертизу. Но тамошние ушлые политики и товарищи от культуры посоветовали слобожанам не высовываться, – мол, у нас у самих ещё никакого гимна нет, а вы бежите впереди паровоза!

В результате на городской думе было зачитано многословное и невразумительное решение комиссии: ни один из предложенных вариантов не годится, песен о городе предостаточно, да и вообще мало у каких городов гимны есть. Депутаты, не удосужившись послушать музыку, признали конкурс не состоявшимся, а представленные работы дружно порешили сдать в архив.

Через неделю после этого в местной печати прошло любопытное сообщение. Посетивший наш город известный композитор-песенник Шаганов обещал приехать на юбилей города летом и в подарок привести свою песню. (Не приехал.) Кроме этого появился и был исполнен по радио ещё один гимн города, – Наговицина. В общем, закулисная суета вокруг кота в мешке.

Так и остался наш город без гимна. А на торжествах по случаю 500-летия его, ох как, не хватало. Во время исполнения гимна в душах людей просыпается чувство, которого всем нам недостает, – патриотизм.

И тогда толпа людей превращается в граждан Города и Государства. Но, как видно, этого и опасаются наши волостели, подпитыми и оболваненными телепропагандой людьми проще управлять, им достаточно хлеба и зрелищ.


ГИМН ГРАДУ СЛОБОДСКОМУ

Свободы Дух над Вяткою родился,
И город новый стал здесь на века.
Вода текла, на крыши снег ложился,
Куранты били, глядя свысока.

Речной простор, за ним лесное море,
Святые храмы, – помня до конца,
Отсюда шли безвестные герои
Чужой земле отдать свои сердца.

Всё было, – раны и свершенья.
С Россией вместе радость и беда.
И в будний день и в яркие мгновенья
Куранты бьют, пронзая небеса!

Через века, – мы знаем это, – будет
Стоять наш город вечно молодой.
Седые камни и живые люди,
Живи наш град любимый Слободской!
Седые камни и живые люди,
Живи наш град любимый Слободской!


Текст Евгения Харина. Родился, вырос и живёт в Слободском, краевед-любитель, основной автор литературно-исторического альманаха «Скайград».

Музыка Натальи Шишовой. Родилась и выросла в Слободском, живёт в Кирове, преподаватель - композитор ДМШ № 4.

Фонограмма гимна помещена в разделе АУДИО; авторы не будут возражать, если кто-либо из слободских хоровых коллективов захочет включить данное произведение в свой репертуар.

О Дне Города

В конце мая Слободская дума утвердила новую дату празднования Дня Города. Отныне и ежегодно он будет проводиться в первый уик-энд августа. Основной аргумент, – в это время многие на каникулах и в отпусках, а потому город посещает больше гостей. Но есть ещё один довод, не столь прагматический, но весьма важный и вероятно известный некоторым депутатам.

По преданию, изложенному в «Повести о стране Вятской», взятие Чудского городка новгородцами произошло 24 июля по старому стилю (ныне это соответствует примерно 1 августа) на память святых князей Бориса и Глеба. При этом указанная дата (1181 год) вызывает сомнения, но в данном случае это не столь важно. Если вслед за нашим краеведом Сергеем Серкиным (к нему полностью присоединяется и автор этих строк) отождествить Чудскую крепость с Чуршинским (Первомайским) городищем ныне находящимся в черте города Слободского, то назначение даты праздника на первые дни августа становиться совершенно оправданным. Слободской очередной раз показал Кирову фигу в кармане. Дело в том, что в нашей лукавой «Повести» (а это явный фальсификат Вятской истории, составленный в конце 17 века) Чудской город отождествляется с городищем у села Никульчино, городское поселение из которого опять же согласно «Повести» было в последствии перенесено в новое место и названо Хлынов. Ещё недавно кировчане приурочивали свой праздник к этому летописному событию. Сейчас они об этом как-то подзабыли.

Следует, однако, помнить, что Чудская крепость существовала задолго до появления в наших краях христиан-новгородцев, и населена она была, по-видимому, славянами-язычниками, появившимися в наших краях 800 или даже более лет назад. А до них на прекрасной горе жил кто-то ещё. Поэтому празднование дня города в начале августа правильнее соотносить не с основанием древнего города, а с легендарной датой утверждения в нашей местности христианской веры.

На сегодняшний день первой достоверной датой существования города считается февраль 1396 года, – предложенное В. Низовым время посещения Верхней Слободы епископом Стефаном Пермским. Мнение автора на этот счёт высказано в Приложении 2 к работе «История страны Вятской» http://skygrad.narod.ru в главе «Часовня Стефана Пермского». Исчерпывающую информацию о гербе города Слободского можно найти в 3-ей части названной работы.

Е. Харин,
Слободской, сентябрь 2007 года

Другие подробности см. на сайтах:
http://slobodskoy.ru (администрация города),
http://kurantynew.ru (газета «Слободские Куранты»)
http://sloblib.narod.ru (городская библиотека)


Copyright © Евгений Харин
Hosted by uCoz