Спасение дворян
Гадалок и юродивых я боялся всегда. Однажды после серии цепких ангин, когда
организм мой основательно ослабел, случилось схватить меня за руку какой-то
цыганке. Я успел услышать только, что она просит сигарету, и тут же лишился
чувств.
* * *
На первый взгляд не было никакого смысла таскаться каждый вечер из моей общаги
в дом студентов на улице Луначарского (это через весь город). Общаги ничем
не отличались и действовали на меня одинаково угнетающе. Своей пыльной бестолковостью
они окончательно отравили во мне понятие молодости. Весь мир стал казаться
тумбочно-кроватным. Более того - до сих пор я не могу отделаться от чувства,
что западный свод Млечного Пути заканчивается мужским многокабиночным туалетом.
Но все дело в том, что мой рационализм достиг интуитивных высот, и я чувствовал,
что таскаться на Луначарского надо. Я приступил к поиску смыслов на замаскированных
тропах. А в комнате номер 204 этой общаги было подозрительно много нелепостей.
Там жили двое моих новых знакомых. Они создавали несусветные картины, слушали
симфоническую музыку какого-то Малера и при малейшей финансовой возможности
пили портвейн. В ту пору уже было слышно что-то о хиппи, но эти двое действовали
слишком натурально, чтобы их можно было заподозрить в подражании столичным
кривлякам.
Один из них, Ефрем, был сыном полковника Подобеда. Вместо того чтобы унаследовать
от папаши рост, зубастую улыбку и любовь к знаменитому ансамблю песни и пляски,
Ефрем вобрал в себя лишь отцовскую упрямость. Когда школьный учитель рисования
сказал (без задней мысли), что художнический талант можно развить в любом
ребенке, даже в Ефреме Подобеде, - класс похохотал. А Ефрем с той поры ни
о чем кроме развития своего художнического таланта не хотел думать. В художественном
училище (куда он поступил с пятого раза) о нем ходила слава как об ужасно
добром человеке, хотя никто не мог толком объяснить, в чем именно эта доброта
выражается. Все говорили, что он только с виду так угрюм и несносен. Однако
никто не пожелал жить с ним в одной комнате. Так соседом Ефрема оказался беззаботный
Лопес. Эту пасторальную фигуру судьба обделила очень странным манером - ему
никак не давалось чувство печали. По своей беззаботности Лопес возможно и
не заметил бы этого изъяна, если б он не обладал жгучим желанием верить в
православного скорбного Бога.
В тот день была глубокая рваная осень. Ефрем методично тыкал кистью в очередную
работу ("Кубическая акула"), а Лопес смеялся над тем, что у него
украли последнюю пару ботинок. Вдруг в окно кто-то дико затарабанил. Среди
нас случилось легкое недоумение - комната, а, следовательно, и окно, находилась
на втором этаже. Ефрем Подобед с бурчанием, которое должно было означать,
что с его картины спугнули гениальный мазок, шагнул к окну, и стал, не спеша,
расшатывать инвалидные общажные шпингалеты.
Когда створки распахнулись, в комнату ворвался свежий, пахнущий холодными
лужами ветер и еще что-то среднее между сопением и мычанием. Мы с Лопесом
бросились к окну и увидели маловероятную картину. Огромное мужское тело одной
ногой опиралось на козырек подъезда, а руками или почти ногтями держалось
за наш подоконник. Окно находилось не прямо над козырьком, а в полуметре от
его правой границы. Поэтому тело приняло, если так можно выразиться, звездно-диагональное
положение. Так как встать обратно на козырек тело уже не могло, то оставалось
только два исхода: либо очутиться в комнате, либо упасть вниз. Мы рефлекторно
вцепились в пальто пришельца. Он произнес сквозь зубы: "Держите крепче,
я немного передохну".
- Какого черта ты не лез в соседнее окно? - заорал в бешенстве сын полковника,
подразумевая то окно, что прямо над козырем.
- Я стучался. Не открывают. Девчонки, - все так же сквозь зубы цедил незнакомец.
- Поздно рассуждать. Надо скоординировать наши усилия, иначе ничего не получится.
По вашей команде я оттолкнусь от козырька, и в этот момент вы рванете меня
изо всех сил. Иначе ничего не получится.
Ефрем крикнул незнакомым визгливым голосом "раз, два, три!", и от
непомерного напряжения в глазах моих померк свет. Но только на мгновение.
Оно, кстати, ничего не принесло. Теперь обе ноги нашего неожиданного приятеля
болтались в воздухе. Повисший над пропастью был грузен. Началось мучительное
перетягивание каната. Мое лицо находилось как раз против лица авантюриста.
И я отчетливо видел, как оно попеременно то корчило ужасные гримасы, обозначавшие
цену жизни, то издавало предсмертно-сатанинские хохотки, обдавая меня запахом
венгерского вермута. Под конец пятой секунды борьбы, когда незнакомец сказал
"все" и обмяк, Ефрем вдруг заорал совершенно чужим и невероятно
визгливым голосом, - и тело поползло вверх. На "пять с половиной"
локти незнакомца уперлись в подоконник, и он уже просил нас посторониться.
Но мы не отпускались, и остервенело, протащили его не только по подоконнику,
но и по полу комнаты.
- Да что, в самом деле, мешок я вам что ли? - ругался он, и только после этого
мы пришли в себя.
- Вот что, друзья, чтобы попусту время не терять, одолжите мне денег и сходите,
пожалуйста, на эти деньги в ближайший магазин за хорошим вином, - сказал незнакомец,
стряхивая с пальто следы штукатурочной грязи. - Я хочу отблагодарить вас за
услугу. Не каждый, черт побери, в такую мерзкую погоду решится открыть окно.
Вы спасли меня от преследований милицейского сержанта.
- И вроде как от смерти, - с неуверенной улыбкой добавил Лопес.
- Ну, как раз за это-то я вам не очень признателен.
- Фью, - свистнул я, - а ты случайно не дворянского происхождения?
- Забыл представиться. Граф Бессонов.
Перед нами стоял крупный мужчина лет 32-х, (выправка находилась в добром согласии
с грузностью), голубоглазый, со щеточкой аккуратных усов. Из-за своей странной
прически он походил несколько на Бальзака или лучше сказать - на актера-трагика.
- Билл из Оклахомы, - ответил ему Ефрем и загоготал над собственной шуткой.
- Ты серьезно граф?- переспросил я.
- Конечно. А в чем дело?
- Да нет, просто совпадение.
- Какое? - спросил граф, выглядывая в окно. - Шляпа внизу осталась. А, черт
с ней.
- Да чушь несусветная. Не стоит об этом говорить, - пролепетал я скороговоркой
и даже немного покраснел.
- Действительно, не будем отвлекаться, друзья. Так кто же отправится в магазин?
Идти пришлось мне, так как Ефрем был занят "Кубической акулой",
у Лопеса не было ботинок, а на графа в окрестностях общаги охотился милицейский
сержант.
Я вернулся с портвейном через двадцать минут. Стол был вытащен на середину
комнаты и весело сервировался Лопесом. Суровость Ефрема тоже была сломлена
- он отставил в сторону работу и внимательно слушал графа.
- И все-таки, дорогой мой Ефрем, Лотрек никогда бы не стал писать акулу кубическим
манером. Ты просто реагируешь на навозный хрущевский коммунизьм. А этого ни
в коем случае делать не надо.
Увидев меня, Бессонов закончил свою речь дружеским похлопыванием Ефрема по
плечу.
- Спасибо, Клавдий, спасибо милый, - сказал он, заглядывая в принесенную сумку.
(Звали меня Антон, граф хотел, видимо, сказать - Антоний, но получилось -
Клавдий). - Ну, вот я и готов дать ужин в вашу честь.
Сразу же как-то после этого объявления 204-я комната перестала обладать кроватно-тумбочными
характеристиками. События потекли очищенными от ненужностей и прозаизмов,
которыми так богата реальная жизнь.
Граф безраздельно царствовал (или графствовал?) над столом. Его реплики в
совокупности с жестами, казалось, были отрепетированы. А речи - обработаны
помощником сценариста по диалогам. Именно, что казалось. На самом деле (я
ведь во все внимательно вслушивался и анализировал, в отличие от беззаботного
Лопеса и индифферентного Ефрема) граф нес пьяный благодушный бред, и мысли
его, как и мысли любого пьяного человека, перескакивали с предмета на предмет.
Только вот все это было сдобрено пьяным вдохновением и природным графским,
что ли, обаянием. Он даже не был остряком, но и этого не замечалось.
Я могу восстановить примерно лишь одну сюжетную линию (которая развилась из-за
моего незаметного, но упрямого науськивания) из всего, что наговорил красноречивый
граф в тот вечер.
Родовые земли Бессоновых находились с начала восемнадцатого века на берегах
Волхова. В Вятку графиня Елизавета Сергеевна с четырьмя детьми попала во времена
красного террора, объявленного Ульяновым. Муж Елизаветы Сергеевны погиб еще
в 1914 году смертью трагической и благородной (кстати, об обстоятельствах
гибели генерала В.С. Бессонова я прочитал совсем недавно в исторических хрониках
Солженицына). Старший сын Елизаветы Сергеевны по приезду в Вятку устроился
учителем в близлежащее село. Там его приняли за идейного революционера, потому
что он очень походил на Н. Г. Чернышевского, каким его рисовали в ту пору
в политических брошюрах ликбеза. В 1924 году у загадочного учителя родился
сын Георгий. Он уже по инерции считался человеком революционного происхождения,
и это помогло ему без особых проволочек попасть в 42-ом на фронт. Там он во
время бесшабашного гарцевания на породистом скакуне (вороной конь, ослепительно
белый снег) был тяжело ранен в грудь, а в госпитале города Поставы сумел познакомиться
с сестричкой Аней, которая оказалась (кто бы мог подумать!) внучкой фрейлины
Ее Величества.
У этой сугубо дворянской семьи сын родился в год смерти Великого Друга физкультурников.
Рос маленький граф пушистым прекрасным Володей. Милым проказником. Бессонов
так об этом и сказал, сощурив глаза от мечтательности и папиросного дыма.
- И пока меня хранило детство, радовал и семью, и школу, и всю дворовую компанию.
Я живо представил шестнадцатилетнего боготворимого всеми графа и тут же вспомнил,
где я видел эту странную прическу, голубые глаза и феноменальную самоуверенность.
- Ты ведь в шахматы балуешься, - заявил я с известным пьяным хладнокровием.
- Конечно. Особенно на похмелье.
- И в шестьдесят девятом выиграл первенство области...
- Кто? Я? Этого еще не хватало. А, впрочем, однажды, будучи в сборной Союза,
я ездил на Пардубицкий стипль-чез. Но не доехал одну станцию до Пардубице.
Ха-ха. Меня закружила какая-то компания. Причем, я чувствовал, что это не
аферисты, а очень веселые и захватывающе незнакомые люди. Мы устроили в местном
кабачке грандиозный пир. Вернее, устроил я. А хозяин кабачка, сейчас вспомню
его фамилию, о! - Шрамек, - он предложил мне расплатиться седлом, сбруей и
сапогами. Сказал, если принесешь, можешь гулять еще день. И разборок с тренером
никаких не было - мне просто приказали возвратиться на родину и больше близко
к столичным ипподромам не подходить.
- Врешь ты все, - отрыгнув на половине фразы, произнес Ефрем.
- Напротив, это ты врешь, - спокойно ответил граф.
- Как же это я вру, если я за весь вечер ни слова не сказал?
- Кубических акул не бывает. Вот почему, Ефрем.
- Не обращай на него внимания, граф, - сказал Лопес. - На самом деле он очень
добрый и, кстати, сын полковника.
Совершив этот дипломатический подвох, Лопес неровной походкой подошел к проигрывателю
и поставил пластинку с Малером.
- Это как раз то, что надо, - воскликнул граф и затушил папиросу. - Не найдется
ли у вас трико?
- Сейчас поищем. - Лопес пошел из угла, где находился проигрыватель, к шкафу,
который стоял у дверей. В это время Ефрем, для того, чтобы вместить на столе
еще одну, отдельную от графовой пепельницу, убрал на пол недопитую бутылку
вина.
- Никогда не делайте так, - очень проникновенно произнес граф.
- Аристократический этикет или примета? - искренне поинтересовался я.
- Да что вы, в самом деле, какой этикет! Однажды я поставил вот так же бутылку,
а потом опрокинул ее ногой нечаянно. Было обидно до слез, честное слово.
- Вот тебе трико, - сказал Лопес, довольный тем, что удалось исполнить просьбу
сановитого своего товарища.
- Да какое же это трико? - возмутился граф, брезгливо держа кончиками большого
и указательного пальцев линялые физкультурные кальсоны. - Вы что, не знаете,
в чем танцуют балет?
- А! - быстро закивал головой Лопес, - понятно. Извини, граф, но такого у
нас, конечно, нет.
- Может быть, у соседей, - предположил граф.
- Да ну, у соседей и такого нету. - Лопес отнес кальсоны обратно в шкаф.
- А зачем тебе они, - спросил Ефрем.
- Кто - они? - не понял граф.
- Ну, трико.
- Танцевать. Зачем же еще?
Граф выпил очередные полстакана, снял пиджак и без каких-либо переходов начал
выделывать под Малера странные па. Это был набор абсурдных телодвижений, абсолютно
не совпадающих по ритму со столь же непредсказуемыми всхлипами малеровской
симфонии.
Поначалу мне было смешно. И в тот момент, когда мне представилось, что граф
танцует в балеронском трико, я даже прыснул от смеха (Бессонов не обратил
на это никакого внимания). Но потом я вдруг пронзительно понял: ужасная антипластика
графа - это мистические иероглифы, которые невозможно разрушить моим рационализмом.
Потом, когда я вместе с графом углубился в стихию его танца, я понял, что
это даже не иероглифы, а нечто более близкое к вечному, а поэтому более сильное.
И это нечто помогало Бессонову удерживать накопленное несколькими поколениями
достоинство от растворения в навозном коммунизьме.
В одном из порывов танца граф вытащил рубашку из брюк. В другом он рванул
ее от ворота так, что половина пуговиц полетела, а другая покорно расстегнулась.
Затем, с досадой на лице, он вытянул руки из рукавов и бросил рубашку себе
под ноги. В несколько приемов были сняты брюки (па у графа были затяжными,
поэтому расстегивание пуговиц на ширинке легко вплелось в ткань танца). От
резкого пинательного движения с ноги слетела демисезонная туфля и с грохотом
ударилась о дверь. Оставшуюся левую удалось сбросить таким же манером, но
только с третьей попытки. Граф остался в носках и трусах. Трусы на левом бедре
были протерты до дыры. Бессонов правой ладонью в задумчивости ощупывал этот
дефект и в критической точке апофеозных аккордов вдруг с треском рванул, ухватившись
за край дыры.
- Что с тобой, граф, - испугался Лопес.
- Подай мне, пожалуйста, брюки, - спокойно ответствовал Бессонов. - Осталось
ли вино, Клавдий?
* * *
Через полгода я научился танцевать как граф. Это помогло мне справиться с
рационализмом. Я загнал его в угол, но чтобы расправиться с ним бесповоротно,
думаю, надо хоть раз станцевать в настоящем трико.
Если мир для меня перестал быть четким как план эвакуации при пожаре, то это
совсем не значит, что я опять стал бояться колдунов. Взять, например, предсказание
о спасении графа. Эта, сложная на первый взгляд, задача решилась спустя две
недели. Я проезжал на велосипеде мимо автобусной остановки в довольно глухой
части города.
- Эй, приятель, - окликнул меня одинокий ожидающий. - Не мог бы ты одолжить
велосипед?
- А в чем, собственно, дело?
- Я опаздываю на свидание со своей невестой. Если я опоздаю, придется покончить
жизнь самоубийством.
- Да ну?
- Слово барона Зельдервица, - сказал незнакомец и достал из-под пиджака вороненый
пистолет. - Вот этой самой штукой пущу себе пулю в висок.
- А-а, так значит вы дворянин, и если я дам вам велосипед, то спасу вам жизнь?
- при виде оружия я стал соображать намного быстрее.
- Именно.
Так что спасение дворян, как оказалось, дело довольно заурядное. И предсказать мне такое событие - то же самое, что накаркать пляжную погоду в Майами-Бич.
Copyright
© Евгений Харин